Обеспечение финансовой стабильности
Финансовая стабильность — это про устойчивую работу финансовой системы и отсутствие кризиса. Читайте, как это обеспечивает регулятор.
Обеспечение финансовой стабильности
Александр Исаков о финансовой стабильности
Обеспечение финансовой стабильности
Александр Исаков о финансовой стабильности
Что такое финансовая стабильность?
Финансовая стабильность — это устойчивость финансовой системы к шокам, бесперебойное и эффективное ее функционирование*, но существуют и другие трактовки этого термина. К примеру, интересной может показаться формулировка «финансовой стабильности» от экономиста Роджера Фергюсона*, занимавшего с 1999 по 2006 годы пост заместителя председателя Совета управляющих Федеральной резервной системы США.
Он придерживается подхода, в соответствии с которым финансовая стабильность определяется через ее противоположность — финансовую нестабильность. Фергюсон считает, что финансовую нестабильность можно характеризовать тремя происходящими событиями:
- резкое отклонение цен важных финансовых активов от их справедливых значений;
- снижение эффективности рыночного функционирования;
- снижение доступности кредита.
Для предотвращения этих негативных событий финансовые регуляторы прибегают к мерам, которые состоят из макроэкономической политики, всевозможных надзорных и регулятивных мер, направленных на различных участников финансовой системы в том числе инфраструктуру финансового рынка. Получается, обеспечение финансовой стабильности представляет собой целый комплекс взаимосвязанных и весьма непростых задач.
Для чего нужна финансовая стабильность?
Обеспечение финансовой стабильности снижает издержки экономики от реализации финансовых рисков, повышает предсказуемость стоимости капитала для экономических субъектов, обеспечивает непрерывность предоставления услуг и предотвращает нарастание структурных дисбалансов. Кроме того, финансовая стабильность способствует эффективному размещению экономических ресурсов и распределению рисков, а следовательно, стимулирует экономическую активность и повышает благосостояние в стране.
Финансовая стабильность в России
Обеспечение стабильной работы финансового сектора и повышение его устойчивости — одна из ключевых задач Банка России, для выполнения которой проводится постоянный мониторинг уязвимостей финансовой системы. К примеру, Банк России выделяет такую уязвимость, как высокие темпы розничного кредитования, и для того, чтобы «охладить» этот сегмент, были введены дифференцированные в зависимости от показателя долговой нагрузкисоотношение платежей по всем кредитам и займам человека к его ежемесячным доходам надбавки к коэффициентам риска. Этот показатель позволял определить то, насколько человек способен выплатить все обязательства, которые он на себя взял*. В результате банкам стало «дороже» выдавать высокорискованные кредиты, так как при расчете требований к капиталу по ним необходимо включать соответствующую надбавку.
Современная российская финансовая система, по оценкам Банка России, характеризуется достаточным уровнем стабильности: она способна продолжать функционировать даже в неблагоприятных условиях, продолжать предоставлять финансовые ресурсы реальному сектору и сохранять рыночную инфраструктуру*. Способности противостоять возможным внешним и внутренним шокам содействует наличие буферов, включая значительный объем международных резервов у Банка России, низкий государственный долг, существенные запасы капитала и высокую прибыль банковского сектора.
Дважды в год Банк России публикует «Обзор финансовой стабильности», в котором описываются уязвимости финансовой системы, анализируются потенциальные шоки и дается оценка устойчивости к ним финансовых организаций с учетом реализуемой Банком России политики по поддержанию финансовой стабильности. Это позволяет действующим на рынке фирмам, банкам, страховым компаниям и даже самим потребителям оставаться информированными, меньше тревожиться о неизвестных рисках, быть способными прогнозировать свое поведение благодаря тому, что ситуация становится менее неопределенной.
Основной инструмент поддержания финансовой стабильности для Банка России — макропруденциальнаяпонятие «пруденциальный» (от англ. prudential) означает «осторожный», «благоразумный», «дальновидный»политика, направленная на снижение системного риска на финансовом рынке или в его отдельных секторах*. Системный риск — это риск сбоя функционирования финансовой системы или какого-то сектора, участка финансовой системы. Макропруденциальная политика минимизирует вероятность финансовых кризисов, предотвращает формирование спекулятивных «пузырей» и смягчает последствия шоков для экономики.
Вопросы стабильности финансовой системы вышли на первый план после финансового кризиса 2008 года, затронувшего весь мир. До этого момента преобладало мнение, что стабильность отдельных финансовых институтов, например банков с высоким уровнем ликвидности и капитала, важнее устойчивости финансовой системы в целом, и если каждый институт будет устойчивым, этого будет достаточно для обеспечения устойчивости всей финансовой системы. Мировой финансовый кризис показал, что существуют определенные свойства финансовой системы, которые могут со временем накапливаться и приводить к существенным негативным последствиям в случае реализации шока или даже сами увеличивать вероятность его реализации (так называемые уязвимости финансовой системы). Необходимо заниматься мониторингом, анализом и выявлением этих уязвимостей, минимизировать их. Как раз этим и занимается макропруденциальная политика.
Измерение уровня финансовой стабильности
В качестве ориентиров для измерения финансовой стабильности были разработаны индикаторы системных рисков, которые различаются из года в год. В 2021 году отчет Банка России* выделял следующие риски:
Рост долговой нагрузки населения и риски розничного кредитования
Основной индикатор показателя долговой нагрузки населения — коэффициент обслуживания долга. Этот коэффициент отражает отношение всего размера плановых платежей населения по кредитам к общему доходу домохозяйств, то есть то, насколько домохозяйства со своими доходами могут выплатить «долги». При высоком коэффициенте и высоком розничном кредитовании в целом может создаться ситуация невозможности выплаты, при которой заметно пострадает банковский сектор, выдавший кредиты.
Чувствительность российского финансового рынка к поведению нерезидентовто есть агентов, центр экономических интересов которых находится вне нашей страны
Риск сохраняет свою актуальность на фоне введения США ограничений на приобретение инвесторами российских облигаций, а также ожиданий более раннего сворачивания стимулирующих мер денежно-кредитной политики ведущими странами, например ФРС США.
Процентный риск банковского портфеля
Это риск ухудшения финансового положения кредитной организации вследствие снижения размера капитала, уровня доходов, стоимости активов в результате изменения процентных ставок на рынке. Из-за роста ставок в экономике риск может реализоваться в большем объеме ввиду более быстрой переоценки пассивов простыми словами, все, что идет со знаком «–» в счете организации. К примеру, долги, которые будут «дорожать» на фоне роста ставкипо сравнению с активамивсе, чем вы владеете и что может приносить доход, — к примеру, акции.
Риски, связанные с выходом розничных инвесторов на финансовые рынки
Увеличение количества частных инвесторов на рынке с однотипным поведением может усиливать колебания рынка, ведь будет расти объем однотипных операций.
Если сомнительное поведение реализуется одним индивидом, опасность невелика — но когда к идентичным сомнительным стратегиям начинает прибегать, условно, 100 инвесторов, это может негативно повлиять на всех задействованных и даже не задействованных агентов. Соответственно, пока вложения частных инвесторов характеризуются умеренной концентрацией, волноваться не о чем, но, когда какой-то тренд становится все более интенсивным, даже обычное население может нести потери из-за банкротств компаний-работодателей, проблем банков, которые торгуют на тех же финансовых рынках, и прочих последствий. Более того, зачастую частные инвесторы, появляющиеся на рынке, могут не обладать достаточными знаниями о финансовом рынке, пониманием происходящего, и это также может увеличивать разбалансировку рынка.
Риски развития экосистем на российском финансовом рынке
В общем смысле экосистема — это комплекс объединенных одной компанией сервисов (приложений, например), способных предоставлять услуги из разных, не связанных с изначальным профилем областей. Экосистемы популярны, но их создание могут позволить себе далеко не все компании — ведь на развитие большого количества самых разных услуг нужно много денег. Но нужен баланс, предоставляющий новым компаниям возможность выхода на рынок и дальнейшего конкурирования, а также создание условий для того, чтобы международные платформы-гиганты не спекулировали и не подавляли развитие отечественных экосистем*. Сложность этого баланса в том, что новые компании могут не справиться с издержками или с тем, чтобы занять свою стабильную часть рынка. Тогда неудавшийся «замах» на большое количество сервисов и, вероятно, большое количество обязательств компании придется компенсировать денежной поддержкой, чтобы от несоблюдения этих обязательств никто не пострадал.
Климатические риски
Существует два вида климатических рисков: физические риски возникновения катастроф и др. и переходные. Переходный вид рисков связан с трендом перехода к низкоуглеродной экономике, и важно, что он повлияет на многие отрасли российской экономики: от электроэнергетики до финансовых рынков. Переходные риски будут проявляться в падении выручки, росте операционных и капитальных затрат энергоемких компаний, что приведет к повышению их издержек и долговой нагрузки — сказываясь таким образом и на финансовой стабильности в целом*. Работа Банка России в первую очередь сконцентрирована на климатических переходных рисках, потому что они реализуются в наиболее краткосрочной перспективе: при этом имеется больше количественных данных для их оценки. По физическим климатическим рискам, которые в долгосрочной перспективе являются не менее важными, также ведется работа, но пока эта сфера только развивается.
Банк России в своем консультационном докладе * представил обзор действующих международных и национальных документов, которые следует учитывать при оценке влияния климатических рисков, поскольку они касаются деятельности банков и страховых компаний. Для того чтобы это влияние находилось под контролем, российский регулятор сформулировал достаточно большое количество вопросов, на которые должны ответить участники рынка.
Банк России хочет получить информацию о том, насколько четко ведется работа по учету климатических рисков и как она отражается на бизнес-стратегии, реакции клиентов и партнеров. Также для Банка России важно получить позицию рынка относительно того, насколько соблюдены климатические риски и как компании раскрывают информацию. ESG-повестка занимает сегодня актуальнейшую позицию и подразумевает не только экологические (E — Ecological), но и социальные (S — Social) и корпоративные (G —Governance) риски и новые «правила игры», поэтому Банк России стремится помочь финансовым организациям и публичным компаниям адаптироваться к вызовам и новым стандартам производства и ведения бизнеса. Наконец, еще одна роль Банка России в климатической повестке заключается в создании условий для привлечения внимания и финансирования в сфере устойчивого развития.
Что делать, когда экономика стабильна?
Важно понимать, что если все работает стабильно — это происходит не само по себе. В экономике страны всегда идет процесс постоянного накопления уязвимостей в том или ином секторе. Департамент финансовой стабильности Банка России постоянно занимается тем, что оценивает системные риски, смотрит на их динамику и принимает меры.
Макропруденциальные меры дают эффект не сразу, поэтому когда начинается кризис, вводить их уже слишком поздно. Эти меры должны быть введены до кризиса. В качестве примера можно привести меры, воздействующие на капитал, которые призваны сделать банковскую систему устойчивой к кризисам. В момент кризиса поздно предлагать банкам накапливать буферы ликвидностизапасы активов, которые можно обменять по их полной рыночной стоимости, а регулятору — вводить дополнительные требования по созданию резервов, потому что в этот момент необходимо само использование буферов ликвидности для предотвращения кризиса. Значит, все эти меры нужно вводить до кризисных ситуаций, поскольку они призваны помочь финансовой системе справиться с шоками.